Страница обновлена 10.06.2020

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 4 "Центр образования" г.Тутаев

Страница обновлена 10.06.2020
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 4 "Центр образования" г.Тутаев

Уроки нравственности

Дата проведения

Тема урока

Электронные ресурсы (ссылки на видеоуроки и видеоролики, презентации, текстовые документы и др.) и задания

Ссылки на группы в социальных сетях

Тема диалога и т.п. (для тех, у кого есть беседа или группа и т.п.)

 

Обратная связь

08.04.2020

Кто  важнее: я или другие

Предлагаем прочитать отрывок из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

Письмо седьмое. Что объединяет людей.

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Человек рождается, и первая забота о нем – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране…

Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».

Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п.-все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

 

После прочтения письма предлагаем вам ответить письменно на вопрос:

– Заботитесь ли вы о ком-нибудь сейчас и как это проявляется?

 

 

Выполненные задания направить до _15.04.2020 на электронную почту         sh4vоloshina@yandex.ru

Указать в теме сообщения класс, название внеурочки, фамилию и имя ученика. Пример:

7а уроки нравственности Петров Иван

 

15.04.2020

Что такое

целеустремленность?

Каждый из нас, взрослый или ребёнок, первый сознательно, второй не всегда осознанно, стремится чего-то достичь. Ребёнок хочет взять игрушку, она ему в руки не даётся, но он упорно пытается завладеть ею, неуклюже поворачиваясь в кроватке, подтягивая к себе одеяльце, на котором лежит игрушка, и, наконец, уже падая, берёт её в руки. Цель достигнута.

Здравомыслящий человек не может жить и работать, не видя перед собой определённой цели, не наметив путей её достижения. Бесцельно прожитая жизнь- итог бесцельного, пустого времяпрепровождения. А время- это то, что никогда нельзя возвратить. У идущего к цели иные параметры измерения времени, оно течёт у него незаметно, быстро, не угнетая вязкостью бездействия и безмолвием бездумной пустоты.

Пожалуй, первое серьёзное испытание в жизни человека целеустремлённость претерпевает при определении и выборе профессии. Кем быть, чему себя посвятить?

Предлагаю вам познакомиться с  историей  моей родственницы:

 

… в хирургическое отделение Люда пришла после того, как не выдержала конкурс в медицинский институт. Не хватило одного балла. Папа и мама её были врачами. Рассказы родителей о радостях и печалях врачебной жизни, об операциях, избавляющих людей от тяжёлых страданий, возбуждали в ней непреодолимое желание стать врачом. И вдруг провал!

    Работа санитарки в перевязочной поначалу показалась ей очень трудной. Стоны больных острой болью сжимали её сердце, голова кружилась от тошнотворного запаха гноя, эфира, мазей, дрожь пробегала по телу от прикосновения к ранам, когда она помогала накладывать повязки. Но прошло время- и она преодолела робость. Её маленькие ловкие руки, как волшебные палочки, научились снимать не только бинт, но и боль, а ласковый взгляд вселял в больных надежду на выздоровление.

   Год прошёл в трудной работе и занятиях. Она упорно готовилась к поступлению в институт. Вновь экзамены, и опять неудача. И так три года подряд. Лишь через четыре года после окончания школы она поступила в медицинский институт.

      И вот она вернулась в отделение уже врачом. Внимательным, трудолюбивым, необыкновенно чутким. Глубокая целеустремлённость была той движущей силой, которая позволила ей совершить этот путь, можно сказать подвиг. Разве нельзя назвать так тот колоссальный труд, который потребовалось ей для достижения поставленной цели?

    Теперь она опытный врач. Утром, раньше других врачей, больные слышат её тихий и спокойный голос: «Как самочувствие? Как спали? Что беспокоит? Не волнуйтесь, всё будет в порядке». Всегда опрятная, красиво и строго одетая, она внушает больным веру в себя, надежду на выздоровление, но, кроме того, и требует пунктуальной точности в выполнении всех её назначений. Она нашла своё призвание.

 

Целеустремлённость – основа любой плодотворной творческой деятельности.

Предлагаем вам устно ответить на вопросы:

- Как ты считаешь, должна быть цель в жизни?

- Какие качества характера помогут достичь цели?

- Кем быть?, каким быть?, чему себя посвятить? Был ли выбор у Люды?

- Что помогло Люде?

- Помогла ли работа санитарки в достижении цели?

- Что главное для достижения цели?

Запишите определение целеустремленности в тетрадь.

 

Выполненные задания направить до _22.04.2020 на электронную почту         sh4vоloshina@yandex.ru

Указать в теме сообщения класс, название внеурочки, фамилию и имя ученика. Пример:

7а уроки нравственности Петров Иван

22.04

Что такое

целеустремленность?

Предлагаем прочитать отрывок из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

Письмо шестое. Цель и самооценка

     Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

     Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

      Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

     Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

       Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности — огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции — огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина — опять огорчение, и еще какое!

       Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

       Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

      Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, — явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

    Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи — это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится — другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.

 

Предлагаем поразмышлять над вопросом: Какова ваша жизненная цель?

 

Выполненные задания направить до _29.04.2020 на электронную почту         sh4vоloshina@yandex.ru

Указать в теме сообщения класс, название внеурочки, фамилию и имя ученика. Пример:

7а уроки нравственности Петров Иван

29.04

Что такое гуманизм?

Обратимся к словарю:

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем

Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим

Гуманность – любовь к людям

Человеколюбие – гуманность

Альтруизм – бескорыстная помощь , забота о благе других людей

Все эти качества очень важны в нашей жизни, сегодня мы поговорим о гуманизме.

Предлагаем вам прочитать рассказ И.А.Бунина «Красавица»

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:

— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.

Проблему гуманного отношения к людям поднимал Бунин в середине 20 века.

- Стоит ли быть в наше время добрым, милосердным?

- Кому сострадание нужнее всего?

- Легко ли проявлять добро по отношению к окружающим?

- Какие примеры акций милосердия вы можете назвать? (На этот вопрос напишите ответ в тетрадь)

 

Выполненные задания направить до _06.05.2020 на электронную почту         sh4vоloshina@yandex.ru

Указать в теме сообщения класс, название внеурочки, фамилию и имя ученика. Пример:

7а уроки нравственности Петров Иван

06.05.2020

Что такое гуманизм?

Предлагаем вам посмотреть мультфильм

https://www.youtube.com/watch?v=gpW0EWm8a3g

поразмышлять над вопросом: Кто из героев мультфильма проявляет гуманизм? В чем он проявляется?

 

 

Приглашаем для обсуждения данного вопроса

https://vk.com/im?sel=c93

Выполненные задания направить до _13.05.2020 на электронную почту         sh4vоloshina@yandex.ru

Указать в теме сообщения класс, название внеурочки, фамилию и имя ученика. Пример:

7а уроки нравственности Петров Иван

13.05.2020

Гуманность -   принцип жизни

Предлагаем прочитать рассказ А.Платонова «Песчаная учительница»

https://ilibrary.ru/text/1195/p.5/index.html

Письменно по схеме ответить на вопрос: нужны или обществу такие люди как Мария Никифоровна, героиня рассказа А.Платонова «Песчаная учительница»?

Я считаю, что….

…, потому что …

 

Я могу доказать это на примере…

 

Исходя из сказанного, делаю вывод, что…

 

 

Приглашаем для обсуждения данного вопроса

https://vk.com/im?sel=c93

Выполненные задания направить до _20.05.2020 на электронную почту         sh4vоloshina@yandex.ru

Указать в теме сообщения класс, название внеурочки, фамилию и имя ученика. Пример:

7а уроки нравственности Петров Иван

20.05.2020

Нравственное самовоспитание – каковы его приемы

Предлагаем прочитать рассказ А.П.Чехова «Размазня»

https://ilibrary.ru/text/984/p.1/index.html

 

Поразмышлять над вопросом: Легко ли быть сильным?

 

 

Приглашаем для обсуждения данного вопроса

https://vk.com/im?sel=c93

Выполненные задания направить до _22.05.2020 на электронную почту         sh4vоloshina@yandex.ru

Указать в теме сообщения класс, название внеурочки, фамилию и имя ученика. Пример:

7а уроки нравственности Петров Иван