Страница обновлена 18.01.2023

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 4 "Центр образования" г.Тутаев

Страница обновлена 18.01.2023
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 4 "Центр образования" г.Тутаев
учащимся родителям педагогам

 

Школьная служба примирения (медиации)

Школа должна не только прививать новые знания, но и участвовать в воспитательном процессе. Однако в ходе реализации этой непростой задачи нередко возникают различные конфликты между всеми участниками образовательного процесса. Для их решения в 2000 году была разработана программа восстановительной медиации под названием «Школьная служба примирения»

В 2010 году службы примирения в школах были включены в перечень «Лучших практик деятельности по защите прав ребенка», а в 2012 году они были внесены в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», принятую Указом Президента РФ. Активное участие и заинтересованность в развитии данной программы наблюдается и со стороны Минобрнауки, которое в 2015 и в 2017 годах составило и направило в школы методические рекомендации относительно деятельности и руководящих принципов служб примирения.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ В ШКОЛЕ

Школа – место, объединяющее людей разного поколения, социального статуса, убеждений, культурных ценностей, уровня воспитания и т.д. Поэтому учащиеся нередко сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, что приводит к множеству противоречий, вызывает чувство отторжения и стремление к сопротивлению. По этой причине дети, находящиеся в школе большую часть времени, испытывают стресс и могут впадать в депрессию. В результате чего у ребенка либо развиваются комплексы и неуверенность в себе либо возникает желание мстить и бунтовать.

Не стоит также забывать, что для каждого учащегося важное место занимает его принадлежность к определенной группе в классе, взаимоотношения со сверстниками, принятие его взглядов обществом. Именно этому он уделяет первостепенное внимание и часто при существовании какого-либо противоречия или отторжения его одноклассниками забывает о необходимости успешно осваивать новые знания. Что делать в подобной ситуации?

Самыми распространенными методами считаются административные вмешательства, замалчивание конфликтов, привлечение социальных педагогов и психологов или разборки между школьниками после уроков. Но чаще всего такие методы не приносят пользы, а порой только усугубляют создавшееся положение.

Создание школьной службы примирения (ШСП) позволяет обеспечивать эффективную поддержку в конфликтных ситуациях, возникающих между участниками образовательного процесса. Заинтересованным лицам в службе примирения оказывают компетентную помощь и учат самостоятельно находить инструменты для решения проблем, улаживать конфликты через диалог.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ ОТ ДРУГИХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Самой важной отличительной характеристикой такой службы является ее создание не под принуждением, а на добровольных началах. То есть ее формируют волонтеры, действительно неравнодушные к проблемам окружающих, а не безразличные школьные работники под давлением администрации, что обеспечивает большее доверие со стороны общества и более эффективное решение проблем.

Форма организации может быть любой: от образования отдельного подразделения в структуре школы до клуба или объединения. Главное – соблюдение определенных рамок, полномочий и действий в интересах ребенка. Служба в своей деятельности руководствуется соответствующими документами, методическими рекомендациями, но, при этом обходится без заполнения множества бумаг, обходясь минимальным количеством отчетов.

Участниками ШСП выступают кураторы (медиаторы) из числа школьных работников (учителей, психологов и т.д.), а также учащиеся старших классов. Каждый из них проходит специальную подготовку, где обучается методам проведения медиации. Привлечение в службу школьников благоприятно отражается на всей деятельности, так как им легче находить общий язык со сверстниками. Для участия в ШСП отбираются учащиеся, которые пользуются уважением в классе, могут и хотят помогать в разрешении конфликтных ситуаций.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

Главной целью создания школьных служб примирения является разработка и совершенствование методов, способствующих своевременному обнаружению и реагированию на правонарушения и конфликты, что позволит формировать и укреплять человеческую способность к взаимопониманию. К задачам ШСП относится:

  • сокращение вероятности возникновения реакций на конфликты, направленных на наказание;
  • установление нормальных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса посредством диалога;
  • делегирование опыта и обучение ценностям службы всех заинтересованных лиц и т.д.

Специалисты службы примирения никогда не навязывают свои идеи, не обвиняют и не воспитывают ни одну из сторон конфликта, а также не пытаются найти решение вместо них. Они выступают в качестве посредников – медиаторов, которые проводят беседы наедине с каждым участником конфликта. По обоюдному согласию конфликтующих сторон школьный медиатор организовывает примирительные встречи, на которых они учатся выстраивать конструктивные диалоги, позволяющие глубже понять ситуацию и найти способы решения конфликта. Такой подход дает возможность минимизировать вероятность необоснованного использования силы во взрослой жизни и не позволит стать жертвой жестокого отношения.

НЕ РЕШАТЬ, А ПРЕДОТВРАЩАТЬ

Существование в школе службы примирения, безусловно, можно назвать эффективным инструментом взаимодействия школьников, родителей и учителей. Но успешное разрешение конфликта не дает гарантии исключения подобной ситуации в будущем. Кроме того, службы, стремящиеся сформировать у конфликтующих сторон способность к взаимопониманию и уважению, иногда вмешиваются слишком поздно. В этом случае следует задуматься: зачем решать существующие конфликты и противоречия, если можно их предотвратить?

Конфликтными людьми и правонарушителями часто становятся личности, которым по тем или иным причинам не рассказали о важности проявления уважения к другому человеку, о принципах равноправия и о других элементарных правах человека. Как детям, так и взрослым нередко недостает этих знаний, и они не умеют выстраивать диалог, который бы позволил глубже понять другого человека и найти компромисс в сложной ситуации.

В связи с этим, в поле зрения служб примирения следовало бы включить деятельность по:

  • обучению школьников их правам и обязанностям,
  • формированию у них навыков построения уважительных отношений с окружающими,
  • приобретению навыков решения конфликтов посредством мирного диалога,
  • воспитанию привычки принимать других людей такими, какие они есть, но при этом сохранять верность своим убеждениям.

Проведение в рамках школьной службы примирения различных семинаров, тренингов и учебных сессий в неформальной обстановке будет способствовать укреплению взаимоотношений между школьниками, а также поможет понять важность таких качеств, как взаимовыручка и увеличит вероятность исключения конфликтов. На этапе формирования личности такие мероприятия станут наиболее эффективным инструментом не только для налаживания дружественных отношений между школьниками, но и помогут им взаимодействовать с окружающим миром во взрослой жизни.


Приказ Департамента образования АТМР № 246/01-10 от 14.04.2015 г. "О создании служб примирения"

Приказ МОУ СШ N4 "Центр образования" N120в/01-10 от 01.09.2022 г. "О назначении на должность руководителя и медиаторов службы примирения".

План работы школьной службы примирения.

Журнал обучения медиаторов в школьной службе примирения (медиации).

Презентация "Школьная служба примирения и восстановление культуры взаимоотношений" (из опыта работы МОУ СШ №4 «Центр образования»).

Кейсы со справками и документами.

Видеосюжет о службе примирения (медиации)".

Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» для подростков 10 – 14 лет.

Стандарты восстановительной медиации.


Учащимся

Памятка "Школьная служба медиации".

Руководство для подростков про буллинг.

Памятка "Как помириться при споре и конфликте".

Полезные советы

Как объяснить родителям, что ты уже взрослый? (nextcamp.ru)

Как перестать стесняться? » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Как преодолеть проблемы в общении с родителями и найти с ними общий язык » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Способы повышения самооценки » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Как научиться говорить "нет"? » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Как перестать бояться брать на себя ответственность? » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Как научиться управлять эмоциями » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Как избавиться от одиночества » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Как следует общаться, чтобы казаться взрослее » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Советы, которые помогут стать немного увереннее в себе » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Как научиться контролировать свои эмоции » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Как перестать переживать из-за своей внешности » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Установки, которыми вы можете себе навредить » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Как наладить отношения с братом или сестрой? » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Как договориться с родителями? » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Что делать, если трудно общаться с родителями? » Интересный интернет (nextcamp.ru)

Как справиться с гневом? » Интересный интернет (nextcamp.ru)


Родителям

Памятка "Что такое медиация?"

Руководство для родителей про буллинг.

 

Полезные советы
О вредных привычках, которые «растут из семьи» (ya-roditel.ru)

Конфликт между подростками – сами разберутся? (ya-roditel.ru)

Как вырастить хама — антисоветы (ya-roditel.ru)

Ребенок — абьюзер: что делать? (ya-roditel.ru)

Если с ребёнком трудно… (ya-roditel.ru)

Как улучшить семейные отношения с помощью полезных сказок (ya-roditel.ru)

Родительский чат – как не пасть жертвой токсичных эмоций (ya-roditel.ru)

Отец постоянно кричит на ребенка. Как уменьшить негатив? (ya-roditel.ru)

Проблемы поздних детей и возрастных родителей (ya-roditel.ru)

Воскресный папа: как остаться ребенку близким человеком (ya-roditel.ru)

Как учить ребенка оптимизму (ya-roditel.ru)

О правилах и строгости (ya-roditel.ru)

Профилактика вовлечения подростков в неформальные группы (ya-roditel.ru)

Что необходимо знать родителям о секстинге (ya-roditel.ru)

Манипуляции родителей детьми при разводе (ya-roditel.ru)

Макияж в жизни подростка (ya-roditel.ru)

Упражнения от злости от Виктории Шиманской (ya-roditel.ru)

Чем опасен газлайтинг для детей (ya-roditel.ru)

Родительские угрозы имеют временный эффект (ya-roditel.ru)

Трудности взросления современных детей (ya-roditel.ru)

Почему соцсети для подростка важнее реальности (ya-roditel.ru)

Нарциссизм — проблема или норма? (ya-roditel.ru)

Подростки и родители — методы взаимодействия (ya-roditel.ru)

Как воспитывать девочку, чтобы она любила себя (ya-roditel.ru)

Почему подростки выбирают сниффинг? (ya-roditel.ru)

Почему ребенок обманывает? (ya-roditel.ru)


Педагогам

Презентация №1 "Школьные служба примирения".

Презентация №2 "Школьная служба примирения".

Руководство по продиводействию  и профилактике буллинга.