Трусова Елена Евгеньевна
Телефон: 2-03-45
График работы: понедельник-пятница с 8.00 до 16.00
Кто такой социальный педагог в школе?
В центре школьной системы взаимоотношений стоит ученик, его семья, а рядом – социальный педагог, представитель его интересов, посредник между ним и социальными структурами – школой, социумом и т.д. Социальными педагогами работают опытные и квалифицированные специалисты. Они прекрасно знают всех своих подопечных. Родители и учащиеся, часто обращаются за советом, просят помочь в решении конфликтных ситуаций.
Сфера деятельности социального педагога предусматривает работу со всем контингентом учащихся, хотя чаще всего объектом их особого внимания становятся дети, имеющие проблемы в учебе и поведении, а также их родители. Почему родители? Чтобы помочь ребенку, нужно знать условия семейного воспитания. Именно поэтому социальные педагоги работают с семьей целенаправленно, планомерно, используя, как правило, индивидуальный подход в работе с ними.
Не секрет, что в школе имеют место случаи напряженности в отношениях между учителем и учеником, между сверстниками, между родителями и детьми, родителями и педагогом и т. д. В таких ситуациях на помощь приходит социальный педагог, который изучает причины конфликта и регулирует его. Можно с уверенностью сказать, что оперативная помощь каждому ученику в сложной жизненной ситуации – главная задача социального педагога.
Если раскрыть конкретные направления его деятельности в школе, то они следующие. Ребенок попал в трудную жизненную ситуацию – родители не оказывают должного внимания его воспитанию и возникшие проблемы стали известны в школе. К их решению подключается социальный педагог, он не только организует сотрудничество классного руководителя с учащимся и его семьей, но и взаимодействует с другими образовательными учреждениями и службами города.
Социальные педагоги выявляют семьи учащихся, находящиеся в социально опасном положении и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей. Для изучения условий жизни ребенка в семье они имеют право лично прийти, посмотреть на все своими глазами, составить акт жилищно-бытовых условий.
Другое направление деятельности – работа с льготными категориями учащихся, например, организация второго бесплатного питания детей из малообеспеченных и многодетных семей, опекаемых детей.
Социальные педагоги школ имеют достаточно тесные связи с работниками отдела опеки и попечительства, инспекторами отдела по делам несовершеннолетних ОВД, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города, сотрудниками прокуратуры, медицинских учреждений. С некоторыми учреждениями педагоги сотрудничают при необходимости, с другими – постоянно.
Отдельное направление деятельности – профилактический контроль детей «группы риска», которые состоят на учете в милиции, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также учащиеся, неоднократно нарушающие Устав школы. С ними проводится социальная и педагогическая работа: контроль посещаемости учебных занятий, организация досуга – вовлечение в кружки, студии, спортивные секции школы и города. Очевидно, что занятость детей во внеурочное время очень важна, так как препятствует бесцельному время провождению и предупреждает тем самым подростковую преступность.
Рекомендации об особенностях подростков: их любопытстве, склонности к риску, беспечности и приемах работы с ними социальные педагоги стремятся донести до учащихся и их родителей на родительских собраниях, в средствах массовой информации, в личных беседах и консультациях.
Цель деятельности школьного социального педагога:
Создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально – психолого – педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита ребенка (социальная, психолого – педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве.
Основные направления работы социального педагога:
1. Проверка посещаемости занятий учащимися.
2. Составление социального паспорта семей учащихся.
3. Профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями.
4. Участие, работе Совета профилактики, административных совещаниях, педсовета и т.д.
5. Взаимодействие с органами ОППН и КДН;
6. Помощь в развитии индивидуальных способностей учащихся.
7. Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.
8.Охрана и защита прав несовершеннолетних.
9. Изучение условий жизни и развития детей, планирование и анализ результативности социально – педагогической работы.
10. Социально – правовое просвещение учителей, обучающихся и их родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости.
11. Работа с социально – неблагополучными семьями:
12. Решение проблем сиротства и опекунства.
В своей работе социальный педагог школы руководствуется:
1. Конституцией Российской Федерации.
2. Международным документом – Конвенцией ООН о правах ребенка.
3. Международным документом – Декларацией прав ребенка.
4. Федеральным Законом РФ об образовании.
5. Семейным кодекс Российской Федерации.
6. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
7. Федеральным Законом «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
8. Уставом школы.
9. Планом работы школы на текущий учебный год.
10. Школьными локальными актами.
11. Должностной инструкцией.
Социальный педагог работает с различными категориями населения:
- Малообеспеченными, многодетными семьями.
- Семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
- С учащимися, состоящими на учете в ОДН, КДН, внутри школы, в "группе риска".
- С детьми – сиротами.
- С детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями.
К социальному педагогу вы можете обратиться, если:
- у вас есть трудности в общении с детьми или в семье;
- вам положены социальные льготы;
- вашего ребенка кто – либо обижает, оскорбляет, угрожает;
- при оформлении опеки;
- ваш ребенок уже совершил правонарушение, то ему тоже необходима защита и контроль социального педагога.
Функции социального педагога:
- аналитическая (изучение условий жизни ребенка, семьи, социального окружения; выявление влияния окружающей среды на развитие ребенка, а также различного рода проблем;установление причин);
- прогностическая (определение перспектив процесса развития и воспитания ребенка);
- посредническая (осуществляет связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением и органами социальной защиты);
- психотерапевтическая (забота о душевном равновесии ребенка; помощь в разрешении конфликтов);
- охранно-защитная (защита прав и интересов личности; содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные действия на подопечных социального педагога; взаимодействие с органами социальной защиты);
- профилактическая (предупреждение отклоняющегося поведения у детей; организация мер социального оздоровления семьи; своевременное оказание правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска);
- коррекционная (коррекция влияний на ребенка как со стороны семьи, так и социальной среды).
Кодекс этики социального педагога
План работы социального педагога на 2017-2018 учебный год
План работы социального педагога на 2016-2017 учебный год
Презентация "Подросток и социальные сети"
Презентация "Умей сказать "НЕТ!"
Буклет "Детский телефон доверия"
Памятка "Психологические особеннности подростков"
Памятка "Опасные игры"
Памятка для родителей по профилактике самовольных уходов из семьи
Памятка "Подросток попал в Полицию"
Памятка "Права и обязанности детей"
Рекомендации родителям обучающихся 1-4 классов